Авторский блог

Личные качества и профессиональные компетенции бизнес-тренера

  Верно ли утверждение, что педагог без собственного опыта в бизнесе или отраслевой эксперт не владеющий педагогическими методами могут стать успешными бизнес-тренерами? Ответ на это вопрос имеет существенное практическое значение для профориентации многих молодых людей, выбирающих для себя стезю бизнес-педагогики и лиц столкнувшихся с необходимостью профессиональной переподготовки. Для рассмотрения этого вопроса, необходимо определить круг необходимых терминов и понятий. К понятиям педагога и отраслевого эксперта мы обратимся по ходу нашего небольшого исследования, начать же предлагаем с понятия «бизнес-тренер». К сожалению, имеют место разночтения в толковании этого понятия, к примеру крупный сайт www.ucheba.ru заявляя в заголовке статьи «Бизнес-тренер. Описание профессии» далее разъясняет то, чем занимается специалист по обучению и развитию, так его и называя «Тренинг-менеджер», тем самым смешивая два родственных, но не идентичных понятия. Попробуем сформулировать понятие «Бизнес-тренер» самостоятельно, на наш взгляд — это педагог, помогающий клиенту интенсивно осваивать недостающие деловые навыки и развивать личные качества. Для простоты, в рамках этой публикации мы будем использовать слово «тренер». Оговоримся, что мы собираемся рассматривать ситуацию тренера, самостоятельно позиционирующего себя на рынке и создающего свой собственный бренд. Какими же качествами должен обладать успешный и полезный представитель этой профессии? Рассмотрим этот вопрос с позиций трёх важнейших заинтересованных сторон процесса: участника тренинга, заказчика и импрессарио.

       Участник тренинга — Чемпион. Это убеждение может помочь начинающему тренеру, согласно подходу Мэрилин Аткинсон (президента Международного эриксоновского университета), построить результативную картину мира. Множество испытаний лежит на пути идущего к вершинам специальности. Правильно назвав участников деятельности можно сберечь силы и достигнуть желаемого с радостью. Итак, чего бы вы, как Чемпион ожидали бы от тренера? Уважения, признания, гибкости, уверенности, способности понять и …. простить. Это качества хорошего педагога (человек, которому в Древней Греции поручалось воспитание мальчиков с семилетнего возраста). Каждый, кто хоть раз был на тренинге имеет, представление о том, как не должен вести себя тренер: самовлюбленно восхищаться собой, преувеличивать свои достижения и приуменьшать достоинства других. Кажется, ничего сверхъестественного, обычный зрелый человек. Только под микроскопом и в свете воображаемых софитов, когда всё выглядит ярко и выпукло, оставаться зрелым и не впадать в подростковое поведение, оказывается, не так легко. Решение в таком случае простое, очень помогает уникальный практический опыт в том навыке, который тренер намеревается передавать аудитории. Метафора о тренере и чемпионе в таком случае становится очень уместной, пошли бы вы учиться верховой езде или парапланеризму к человеку, который только из книг и кинофильмов составлял свое представление о предмете. Фактически, компания допуская внешнего эксперта к обучению своих работников доверяет ему свою успешность, а иногда и своё выживание на рынке. Вывод, участник, прощая тренеру многие недостатки, ожидает от него одновременно: глубокой экспертности и владения педагогической методологией.

       Заказчик — Будущий рекомендатель. Это убеждение по мнению Тома Питерса, автора книги «Представьте себе» и других бестселлеров по маркетингу и инновациям, поможет тренеру больше зарабатывать. Заказчика необходимо привести в состояние, когда он будет рассказывать о тренере и результатах его работы всему своему окружению. Теперь представьте себе Заказчика. Представили его как мужчину или женщину? Ошибка. Заказчик — это, как минимум, три человека: тот кто с тренером непосредственно работает по организационным вопросам, его начальник и начальник Чемпионов. Это в случае, если эффект от тренинга не коснётся всей компании, ведь тогда этих лиц может быть в разы больше. Известный видео-блоггер Руслан Татунашвилли в интервью с бизнес-тренером Тимуром Ядгаровом задал вопрос: «Как ты начал свою карьеру тренера?» Ответ  был следующим: «Мне оказалось достаточно одного довольного клиента. Его рекомендации и новые заказы сделали возможным старт устойчивого бизнеса». Заказчик, не смотря на свою многоликость, жаждет только одного — эффекта для бизнеса. Когда работники не умевшие продавать, начинают нести деньги; ранее проваливавшие переговоры, приводят новых крупных клиентов; а пугавшиеся телефона, теперь стали расслаблены и продуктивны. Всё благодаря богатому и знаменитому тренеру. Которого таким делает Заказчик. Вывод: основное ожидание Заказчика — твердая ориентация тренера на бизнес результат, чего трудно ожидать от человека не имеющего собственного успешного бизнес-опыта.

       Импрессарио — Человек с веслом. Со вторым веслом. Успешность тренера в руках людей, которые его продвигают, рекомендуют и продают. Не случайно, в отдельных случаях, по оценкам MILA импрессарио имеет 50-70% гонорара тренера, что в целом соответствует международной практике. Такое распределение может считаться эффективным до тех пор, пока тренер и его компания не выстроят бренд и собственную систему продаж. С точки зрения импрессарио тренер должен быть продаваемым. Ни опыт, ни личные качества, ни профессионализм тренера не помогут Импрессарио при первых продажах. Критерием гарантированной успешности, на мой взгляд, человека занимающегося продюссированием тренеров международного класса, может быть авторство бестселлера солидного издательства, такого как «Манн, Иванов и Фербер» или «Альпина» с тиражом проданных книг от 10 тысяч экземпляров. Такими авторами, в 2017 году являются: Максим Батырев, Фредерик Лалу и Джон Кинг. В мировом опыте такой же подход использует компания «Franklin Covey», продюссирующая многих бизнес-тренеров, например Дэвида Алена (автора подхода «Getting thing done»). Такой подход позволяет этой компании зарабатывать более 200 млн долларов в год, что подтверждает эффективность применения такой сравнительной характеристики. Автор сначала создает бестселлер, затем Импрессарио использует его популярность для того, чтобы он продолжал нести свои знания людям. Коммерческий успех книги становится многотысячным подтверждением квалификации автора. Человек обладающий уникальным опытом, с большой экспериментальной базой и подтверждениями успешности может претендовать на звание отраслевого эксперта. Стремление создать собственный успех и войти в жизни тысяч людей — хорошая мотивация для постоянного совершенствования и поиска собственной уникальной ниши — то, что делает тренера востребованным и достойным представителем профессии. Вывод: авторство бестселлера — критерий выявления успешного бизнес-тренера.

       В заключении, дополняя слова Радислава Гандапаса, хочется сказать: «Бизнес-тренер — удивительно свободная профессия», однако цена этой свободы велика». Чтобы стать бизнес-тренером «на бумаге» сегодня, в отсутствие лицензирования, квалификационных требований и иных ограничений, достаточно сделать себе визитку. Однако, вспомним, что настоящий тренер — это педагог, помогающий клиенту интенсивно осваивать недостающие деловые навыки и развивать личные качества. Для этого необходимо:

— во-первых — обладать глубокой экспертностью и владеть педагогической методологией;

— во-вторых — иметь твердую ориентацию на бизнес-результат и

— в-третьих — быть автором бестселлера.

В финале нашего небольшого размышления оказались нетривиальные характеристики, и были намеренно упущены стандартные компетенции о которых можно подробно прочитать в замечательных источниках, в первую очередь в книге Н.В. Жадько «Тренинг для тренеров на 100%». Отвечая на вопрос: «педагог» или «эксперт», следует ответить: «и тот и другой в одном лице, да ещё и с бестселлером». Пусть планка успешности установлена высоко, тем больше пространства для роста и развития.

Made on
Tilda